Рассказ Анастасии Карпович о поездке в MIT на «Семинар по инновациям» (Innovation Workshop)

Осенью прошлого года я узнала о проведении олимпиады «Дорога в Сколтех», которая проводилась Московским физическим обществом и Сколковским университетом науки и технологий. Главным призом за победу была поездка в США, в Массачусетский технологический институт на образовательный курс «Семинар по инновациям». На тот момент я давно интересовалась всем, что относится к бизнесу и коммерциализации технологий, поэтому однозначно решила участвовать. Тем более, что побывать в США и лучшем технологическом университете мира – само по себе очень заманчиво!

Зимой на заочном туре олимпиады надо было решить 2 задачи, а на очном – сделать доклад на инновационную тему на английском языке. Первый этап оказался достаточно легким, а на подготовку реферата я потратила уйму времени. Но усилия стоили того - жюри выбрало двух победителей по результатам очного тура: Сергея Вавилова и меня (оба студенты МФТИ).

В тот момент моей радости не было предела, не смотря на то, что я плохо представляла, на какое мероприятие поеду. Знала, что будут лекции, работа над проектами, но что такого существенного можно постичь за 3 недели – было не понятно.

Со временем выяснилось, что на Innovation Workshop я поеду не одна, не вдвоем, а с 30-40 новобранцами магистратуры Сколтеха. И было похоже на то, что администрация Сколтеха придаёт этому образовательному курсу крайне важное значение! Мое любопытство возрастало, что же такое можно устроить менее чем за один месяц?

5 августа мы прилетели из Москвы в Бостон. Аэропорт встретил нас ночью и тремя длинными черными минивэнами с водителями с в строгих черных костюмах. С завтрашнего дня начались занятия, по 8-9 часов в сутки + домашнее задание. Все виды нашей деятельности можно разделить на следующие категории: лекции, мини-проекты , тренинги и внеклассные мероприятия. Лекции обычно читали профессора MIT – одновременно совладельцы компаний с многомиллионной стоимостью. Создалось впечатление, что преподавателю там стыдно не входить в какой-нибудь приличный совет директоров. Обычно лекторы делились историей создания компании и рассказывали о своих научных исследованиях.

Больше всего лекций прочитал Луис Перес-Брева – организатор семинара со стороны MIT. Во время своих выступлений, которые строились в форме диалога с классом, он пытался создать в головах студентов целостную картину построения технологического бизнеса. Он рассказывал о том, о чем не всегда пишут в книгах. О силе нетворкинга – как найти венчурного инвестора в Португалии через 3 рукопожатия. О приемах ведения переговоров – заставлял нас идти в магазин договариваться о скидке. О трудностях стартапов – как можно работать по 15 часов в день и не иметь денег на общественный транспорт. О значении «идеи» - как начать работать над одной идеей, десять раз ее изменить и прийти к успеху в совсем другой области.

На мини-проектах мы «работали руками», т. е. это была практическая часть курса. Мы паяли, собирали схемы, распознавали изображения. Вершиной результатов стала действующая рука робота из конструктора Лего. Задачей мини-проектов было вселить в студентов уверенность, что без глубоких начальных знаний за ограниченное время реально создать работающий прототип.

Больше всего тренингов было по лидерству. Они строились по следующей схеме: теоретическая часть + ситуационные задачи в командах. Например, возвести мост через реку или справиться с аварией на нефтяной платформе. Особенностью тренингов была именно инженерная направленность, т. е. моделировалось поведение менеджера в технологической компании, работа над проектом со сжатыми сроками и ограниченными ресурсами.

С первого взгляда, внеклассные мероприятия должны служить отдыху и знакомству с Америкой. Для чего еще устраивать поездку на океан, городское ориентирование в Бостоне, прогулку по реке на корабле? Но нет! Оказалась, что у наших развлечений по выходным тоже была секретная учебная цель! Познакомиться с друг другом, установить полезные связи: networking, другими словами. Нам даже не разрешали делиться на команды исходя из личных предпочтений для того, чтобы все перезнакомились.

В финале курса мы работали в командах над собствеными инновационными проектами. Т.е. искали способ применить технологию таким образом, чтобы она могла повлиять на МИР. У каждой команды была своя тема: поиск по изображениям, биосенсоры, умный дом, прорывная фармацевтика, индивидуальная генетика. Моя команда работала над направлении «интернет вещей». Нам давалась неделя времени, неограниченный доступ в интернет с личных ноутбуков, огромное количество сенсоров, конструкторов Ардуино, батареек, проводов и электронных компонентов. Также нам помогали менторы – люди, уже достигшие успеха в бизнесе. Нашей инновационной разработкой стало устройство, спасающей детей во время плавания в воде. Мы спроектировали и собрали прототип детектора, оповещающего родителей о том, что ребенок тонет. По задумке, после получения сигнала, родители должны сами выручить ребенка из беды или оповестить спасателей.

26 августа мы презентовали проекты преподавателям и приглашенным гостям, а 29 уже были в Москве. Оглядываясь назад, я понимаю, почему в Сколтехе придают большое значение «Семинару по инновациям». Этот семинар должен заразить будущих студентов духом MIT, духом предпринимательства как стиля жизни, задать тон для будущих учебных курсов (интенсивная нагрузка, много самостоятельной и командной работы, упор на практическое применение знаний). Такой формат учебы отличается от принятого в российских вузах.

Я не стала студенткой Сколтеха, и продолжаю учится в МФТИ, на шестом курсе. Семинар не дал мне каких-то особенных новых знаний и навыков в инженерной или экономической сфере. Но он безусловно стал одним из самых замечательных событий в моей жизни, оставил море впечатлений. И главное: я теперь понимаю, как можно с нуля сделать серьезный проект, на старте не имея достаточного количества знаний, денег и связей для его реализации. Нужны лишь непоколебимое упорство на пути к цели, умение общаться с людьми и некоторая гибкость, изобретательность.

Сколтех